Почему и как люди попадают в секты? Что заставляет их убивать себя или продавать квартиры и дома, отправляясь в совершенное незнакомые, глухие места? Кто в зоне риска? Как помочь тем, кто попал в такую ситуацию? Все эти вопросы остаются актуальными сегодня для множества пострадавших от деятельности деструктивных культов. Попробуем рассмотреть, какие технологии обработки сознания лежат в основе воздействия подобных организаций. Исследователи отмечают следующие моменты, которые являются их общим алгоритмом:
— «Бомбардировка любовью». Заключается в излишней заботливости по отношению к новичку со стороны всех членов группы. Применение этого метода позволяет снять защитные барьеры личности новичка, ослабляют его способность к критике, позволяют выяснить его социальный статус, материальное положение. Кроме того, «…явно любящее единодушие группы маскирует, а в некоторых случаях поддерживает строгие правила против как личного, так и публичного несогласия» [1]. — «Позитивное мышление» как способ мировосприятия и идеология таких объединений делает практически невозможной критику, так как любое несогласие оценивается с точки зрения тенденции видеть все в «мрачных тонах». — Могут быть использованы ритуалы (иногда болезненные) посвящения, включающие в себя не только физические действия, но и длительное по времени коллективное обсуждение подробностей личной жизни до вступления в группу, приобретение новичком нового имени или номера. Таким образом, затрагиваются глубинные пласты психики человека, трансформируя целостность его личности. Формируется тенденция воспринимать себя до вступления как личность неполноценную. — Как вариант, возможно использование практики исповеди (либо группе, либо специально подготовленному члену группы). Такая практика включает в себя обязанность новичка ежедневно обсуждать все свои мысли и чувства с представителями группы с целью их корректировки. Утаивание какой-либо информации карается отчуждением группы от испытуемого, всеобщим порицанием. — Использование информации, полученной в приватной беседе, для подавления критического мышления «Сомнение и несогласие, таким образом, интерпретируются как симптомы личной неполноценности» — Поощрение сожительства с другими членами культа для установления более прочной зависимости. — Лидерами таких объединений устанавливаются чрезвычайно высокие или даже невозможные требования к членам групп. Для того, чтобы получать поощрения группы, ее член вынужден зачастую симулировать те или иные достижения, он научается внешне не отражать реальных чувств, боясь потерять поддержку группы. — Контроль за личным временем и деятельностью членов группы может вестись разными способами: от постоянных звонков и мелких поручений, до фактической слежки через других членов объединения. Особенно травматичным для психики человека является комплекс мер, направленный на ограничение времени сна и возможности к уединению. — Установка на то, что группа всегда права, даже тогда, когда она противоречит сама себе, приводит к формированию иррационального мышления и боязни самоанализа. — Членов культа могут эксплуатировать и унижать, внушать чувство неполноценности, лишая веры в собственные силы решить проблемы во «внешнем» мире. Такое программирование приводит к печальным последствиям. Даже покинув культ, пострадавший долгое время не воспринимает его таковым и искренне полагает, что сам оказался неполноценной личностью. «В дополнение к обвинению самих себя бывшие культисты также склонны иметь трудности в соответствующем точном объяснении того, кем они являются в действительности» [1]. Чувство вины и собственной неполноценности могут быть настолько сильны, что требуется довольно длительный период реабилитации. — Культивируется апокалептический взгляд на мир, что позволяет манипулировать материальными интересами члена культа. Часто такие пострадавшие остаются без значительной части имущества, в том числе и без квартиры. — Влияние через идентификацию со значимым окружением, например, заключается в том, что в группе тщательно подчеркивается сходство входящих в нее членов. Например, найдутся люди, которые, так же как и новичок, пишут стихи, или являются профессионалами в какой-то области. Причем этот факт будет не только озвучен, но и неоднократно повторен. Часто речь лидера в таких организациях (и не только религиозных, но и коммерческого направления деятельности) начинается с того, что он долго рассказывает о том, что был как и все, сидящие в зале (бедным, пассивным в жизни, безработным, неверующим, скептически настроенным по отношению к подобным организациям и пр.). -Притворная забота. «Когда появляется кто-то, кто разделяет наши заботы, этот человек становится коллегой, союзником, кем-то, кому мы можем доверять и поделиться сомнением. Теперь беседа медленно продвигается туда, где в ином случае наше несогласие было бы явным, в то время как способность убеждающего внушать доверие мягко проводит нас через каждое последующее препятствие, когда мы меняем свои установки путем небольших постоянных модификаций» [1]. — Эксплуатация — Показная компетентность. Включает в себя применение ряда приемов (вербальных и невербальных), направленных на формирование образа уверенного в себе человека, обладающего истиной в последней инстанции. «Некто, смотрящий нам прямо в глаза, стоящий очень близко и говорящий с нажимом, ‑ это не устрашаемый, но устрашающий; этот человек в совершенстве контролирует схватку». — Формирование и использование, так называемых, масок нормальности. Сопровождается тем, что под внешней видимостью «нормального» поведения прячется истинная сущность учения, которая, будучи обнародованной, вызовет неприятие и отторжение. — Создание благоприятных условий для когнитивной потери ориентации. Этот происходит в процессе формирования новой картины мира. Достигается через: фальшивые аналогии, семантические искажения, метафоры, призванные сформировать абстракции, символы, а не конкретные явления. — Игры на «выборе». Уже после того, как «клиент» сделал свой решительный шаг и принял предложение (точку зрения), ему предлагается иллюзия свободы выбора: «Решайте, выбор за Вами». При таком повороте событий создается иллюзорное ощущение взаимной договоренности. — В деструктивных сектах продолжительность и частота богослужений заметно больше, чем в традиционных конфессиях. Общая продолжительность молений для новичка может достигать 60—65 часов в неделю. При исполнении многочасовых и довольно однообразных культовых ритуалов формируется стойкое торможение эмоций и притупление желаний, характерных для обычной жизни. У верующего появляется ощущение безразличия, теряется интерес к окружающему и собственной жизни, полностью исчезает чувство юмора и иронии. Его реакции на события становятся все менее спонтанными, естественными и все более ритуально предопределенными, запрограммированными. Результаты процесса «обработки сознания», когда он подходит к завершению, заключается в возникновении псевдоличности состоянии разобщения, в котором члены являются “раздробленными», а не «сложными». Они провозглашают великое счастье, однако прячут великое страдание. Признаки организаций, склонных к насилию
1. Ориентированное на контроль руководство. 2. Духовная элитарность. 3. Применение манипулятивных практик для реформирования мышления и управления поведением. 4. Мимикрия – подстраивание под одну из мировых религий с использованием ее терминологии и символики. 5. Претензия на самую современную трактовку Священного писания, основанную на последних достижениях науки. 6. Восприятие членами культов себя в качестве подвергающихся преследованию. 7. Предъявляющий высокие требования, суровый стиль жизни. 8. Особое внимание скорее к опыту, нежели к рациональности. 9. Жесткое подавление разногласий. · Жесткая дисциплина членов. · Стремление лидеров секты к незаконному обогащению. · Претензия лидеров на обладание истиной в последней инстанции. · Открытое обличение других религиозных организаций. · Болезненный процесс выхода. · Требование публичной исповеди (тотальное доносительство). 11.Крайнее манипулирование чувством вины и страхом 12.Сексуальное насилие в отношении членов культа. 13.Экономическая эксплуатация (обязательность пожертвований, эксплуатация труда членов культа). Список литературы: 1. Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия. /Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Пер. с англ. ‑ Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996. 2.Олейник И. В., Соснин В. А. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. — М.: Генезис, 2005. — 79 с 3.Лобазова О.Ф. Религиоведение:/О.Ф. Лобазова; под общ. Ред. Академика РАН проф. В.И. Жукова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 488с. |
Опубликовано 17 декабря 2018, 2928 просмотров
Психолог — г. Таганрог
Подписаться15
Привлечением новых адептов занимаются люди, способные интуитивно распознавать внушаемых и доверчивых личностей. Процесс вовлечения в секту можно разделить на несколько основных этапов:
- Фаза вербовки.
Миссионер завязывает с потенциальной жертвой сектантской деятельности непринужденный доверительный разговор, в котором секта представляется как интересное сообщество избранных единомышленников. Как правило, в ходе беседы вербовщик проявляет настойчивость, одновременно делая акцент на том, что никто никого не принуждает пополнять ряды участников группы. Ощущая полную свободу и право выбора, доверчивый молодой человек теряет бдительность и поддается психологическому давлению.
- Инициация.
Для того, чтобы стать полноправным членом организации, необходимо пройти череду испытаний. Взамен секта гарантирует молодому человеку решение всех его проблем наряду с обретением верных и любящих друзей.
- Контроль сознания.
Прошедший инициацию человек обязуется к признанию авторитета, принятию и соблюдению определенных правил.
Новоявленный член секты полностью погружается в жизнь сообщества и начинает работать для его пользы. Подросток не чувствует себя порабощенным, поскольку постоянно взаимодействует с наставником и единоверцами. На протяжении дня адепт занят выполнением своих обязанностей, молитвами, медитациями, и ни на минуту не остается в одиночестве.
- Усвоение новой модели поведения и невозможность возврата к прошлому.
В рядах сектантов всегда есть профессионалы в области психологии, которые ловко внушают «ученикам» определенные установки и убеждения. В некоторых сектах широко применяются наркотические или психотропные вещества, которые преподносятся адептам под видом лекарств или снадобий для ритуальных трапез.
Первое время невозможность возврата к прошлому достигается за счет жестких связей внутри секты. Живя в таких условиях, человек быстро меняется. При этом молодой сектант начинает воспринимать свое прежнее окружение враждебным себе и считать образ жизни, который он когда-то вел, в корне неправильным.
Чтобы ребенок не стал жертвой психологического насилия и не попал под негативное влияние сект и религиозных культов, в первую очередь родителям имеет смысл позаботиться об установлении с ним доверительных отношений и укреплении взаимопонимания между всеми членами семьи. Взрослым следует уделять ребенку больше времени и внимания, проявлять любовь, уважение и заботу, интересоваться событиями его жизни. Подросток должен полюбить свой дом, и ни в коем случае не воспринимать его лишь как место для сна и подготовки к школьным занятиям.
Чтобы уменьшить доверчивость ребенка к различным пропагандируемым вероучениям, важно научить его мыслить критически. Обучение можно начинать с подробного анализа и обсуждения рекламных брошюр, видеороликов, известных маркетинговых приемов.
Сегодня я публикую отрывок из книги психолога и психотерапевта Елены Емельяновой «Кризис в созависимых отношениях». Автор рассказывает, какие люди и за счет каких особенностей легче других могут быть вовлечены в секты.
В комментариях прошу писать, насколько вы согласны с психологом, или же есть еще какие-то причины, которые не вошли в ее список.
Итак, в группе риска:
— Молодые люди, которые не очень хорошо представляют, кто они, какие они, у которых не сформировалась вполне определенная Я-концепция.
Их Я «размыто», не имеет определенных границ, очертаний, то есть, по сути, опустошено. Такие люди имеют о себе противоречивые представления. Очень часто они могут легко идентифицироваться и с праведником, и с преступником, и с перфекционистом, и с человеком импульсивным, ведущим порой саморазрушительный образ жизни. Как правило, это является следствием того, что с раннего детства ребенок получает противоречивые оценки себя и своих поступков. Подрастая, он ищет свое место в этом мире и складывает, в том числе и из этих оценок, представление о себе: он хочет знать, кто он и какой он.
Вырабатывая Я-концепцию, он опирается на мнение окружающих, прежде всего, близких людей. Если он получает противоречивую обратную связь относительно своей личности и поступков, его Я-концепция будет включать в себя все эти противоречия, которые впоследствии легко дополняются такими же противоречивыми мнениями сверстников, учителей, просто знакомых. И это понятно: если человек не имеет о себе определенного представления, ему не на что ориентироваться, чтобы согласиться или отбросить неверное мнение. Он легко может поверить в любую оценку, или, наоборот, станет отбрасывать любые оценки, но — главное — он так и не знает, кто же он есть на самом деле.
Если такой человек попадает под влияние «миссионеров» секты, этот вакуум легко используется: стройная система взглядов — кто, как, для чего должен жить, действовать, думать; что хорошо и что плохо, как «правильно» и как «неправильно» поступать, каково место человека в этом мире, и каково его личное, индивидуальное (именно его!) место среди единоверцев — все это дает, наконец, «спасительную» определенность, четкость, ясное представление о себе, о своей миссии в этой жизни.
— Молодые люди, не имеющие определенной системы ценностей, не обладающие представлениями о том, чего они хотят, к чему могли бы стремиться, лишенные целей в жизни, живущие «по воле волн».
Это тоже следствие несформированной Я-концепции, или опустошенного Я. Прежде всего, таким людям жить чрезвычайно скучно. Отсутствие смыслообразующей основы жизни, как писал Виктор Франкл, ведет к ноогенному неврозу, к компульсивной потребности заполнить пустоту. Именно эта причина часто приводит к алкоголизму, наркомании, игровой и другим зависимостям, беспорядочным, доходящим до уровня саморазрушения, половым связям. Она же значительно облегчает работу и сектантским «миссионерам». Они предлагают человеку готовую философию, в которой для каждого определен свой смысл, свои границы, свое дело.
Было бы ошибкой думать, будто людей привлекает жесткость структуры. Наоборот, все выглядит очень мягко, в виде предложения. Вам просто предлагают посмотреть на мир с другой точки зрения, вам говорят, что вы свободны выбирать. Но в то же время, выбирать-то, вроде бы, и не надо, потому что совершенно очевидно, что лучшей философии просто не найти. Все, что есть в мире наиболее гуманного, наиболее честного и справедливого — все это подается в удобоваримой форме. И далеко не каждый способен увидеть тонко завуалированные противоречия между тем, что внушается, и тем, что делает сам духовный наставник. Готовая философия и готовые ценности, подкрепленные готовым смыслом именно их жизни, оказывается очень привлекательной ловушкой для многих людей.
— Люди, по разным причинам испытывающие страх перед ответственностью за свою жизнь.
Эта особенность тесно связана с предыдущим описанием. Правда, отсутствие системы ценностей и смысла — лишь одна из причин, по которым человек не желает брать на себя ответственность за свою собственную жизнь.
- Материальные лишения. В ряде сект, если не в большинстве из них, адепты «жертвуют» зарплатой (поначалу — десятиной), имуществом, накоплениями, драгоценностями, машинами, квартирами, дачами, антиквариатом, а продолжая работать на секту по 10–12 часов в сутки без выходных дней, не получают денег. Фактически они разоряются, порой не имея даже сменного белья. Трудно представить себе, что все сектанты переживают это стоически или думают, как Н.В.Гоголь: «Нищенство есть блаженство, которого еще не раскусил свет… и кто уже возлюбил истинно свою нищенскую суму, тот не продаст ее ни за какие сокровища мира». Но похоже, а скорее, так оно и есть, секта радикально меняет отношения человека. Ведь в обычной жизни господствует совсем другое мнение. «Лишите человека собственности, и вы лишите его самого себя», — не без оснований заметил ктото. Лидеры сект за малым исключением отнюдь не намерены следовать по пути аскезы.
Обнищание адептов помимо «блаженства» освобождения от материальных пут преследует и другую цель: выйти из секты становится почти невозможно. Возвращаться обратно не к кому и не к чему.
Есть еще одно важное следствие столь тяжкого «пути к духовному возрождению». В психологическом плане лишения, унижения, издевательства, внешне кажущиеся совершенно бессмысленными либо даже садистическими, играют весьма существенную для секты роль. В данном случае действует правило возрастания ценности, имеющее мало исключений: то, что достается с большим трудом, ценится несравненно дороже, чем само плывущее в руки («как пришло, так и ушло», гласит пословица). В итоге — и лидеры сект это ясно понимают — привязанность адептов к секте только усиливается, крепнут их солидарность и сплоченность.
- Принуждение к откровенности. Члены немалого числа сект обязаны сообщать своим руководителям все, что они знают о близких, друзьях, знакомых, коллегах, соседях и т. д., выдавая при этом самые сокровенные тайны. Полученные сведения тщательно проверяются из других источников. Точно так же адепты должны все без утайки рассказывать о себе. Лидеры сект вынуждают к такому полному обнажению адептов по целому ряду причин: из соображений личной безопасности, для вербовки подходящих людей, с целью шантажа, инфильтрации в социальные и политические структуры, в органы исполнительной власти, в целях экономического шпионажа. И, разумеется, для распускания дискредитирующих слухов, клеветы на неугодных людей, «ибо клевета — парадный ход для лжи и черный — для правды». Откровенность адепта — это грозное оружие и против него самого, он не может не понимать, что оказывается тем самым объектом неограниченной власти лидеров секты.
Весьма примечательно, что руководители сект предпочитают письменные свидетельства адептов — это старый восточный прием манипулирования. Здесь используется правило магического действия, имеющее основанием убеждение людей в том, что только по поступкам можно узнать, каков есть человек на самом деле. По поступкам люди судят и о самих себе. Совершая тот или иной поступок, человек сохраняет или меняет представление о себе.
Даже если он что-то напишет, то есть выполнит определенное действие, можно ожидать, что оно повлияет на отношение к себе и тем самым к какому-то явлению. Китайцы, к примеру, просили пленных американцев всего лишь переписывать прокитайские тексты. Этого было достаточно, чтобы пленники начинали относиться к Китаю более позитивно. Письменные «доносы» меняют, следовательно, Я-концепцию адептов в нужном для секты направлении, а стало быть, и свое отношение к секте. Кроме того, адепт знает, что о написанном им могут узнать многие другие. Это скорее всего заставит его смотреть на себя глазами «других» и, согласно принципу социального доказательства, присоединиться к их возможному мнению о себе, а также вести себя в соответствии с их ожиданиями — правило самопрезентации.
- Прозелитизм— стремление обратить других в свою веру. Прозелитизм практикуют обычно все секты. Некоторое предпочтение при этом могут оказывать определенным слоям населения: лицам молодого возраста, материально обеспеченным, людям с известным общественным положением и т. д. Вероятно, весьма значительная часть неофитов (вновь обращенных в веру) — это лица с психическими отклонениями, расстройствами личности, проблемами адаптации. К.Ясперс указывает, что «больше всего» психических расстройств встречается среди приверженцев различных сект, но прямо не связывает это с деятельностью последних, считая этот факт изначальным. Если в секту вовлекается кто-то из членов семьи, со временем там могут оказаться и другие, а иногда вся семья.
Деятельность по вовлечению в секту поощряется, в частности зачетами «заслуг» и продвижением вверх по ступеням иерархии секты, благосклонностью «руководства», погашением долгов или заменой денежных вкладов и др. Учитываются, естественно, и весьма важные психологические аспекты прозелитизма. Подобно такому правилу, как «учи и поймешь сам», миссионеры подчиняются другому, вытекающему из принципа социального доказательства, — «уговаривай и убедишься сам». «Чем больше людей убедишь, тем более ты прав» — потому миссионеры столь экспансивны. При этом чем большее сопротивление оказывает потенциальный адепт и чем труднее его «сломить», тем само верование в глазах вербовщика становится более «истинным». Отчасти, вероятно, отсюда проистекает та подчас невероятная настойчивость, которую проявляют вербовщики, заметив малейшие признаки сомнения или колебаний у своего клиента. Только категорическое «нет» да в придачу пара крепких выражений помогает им понять, что тут «делать нечего».
- Социальная мимикрия — использование внешней атрибутики и привлекательных признаков той или иной социальной группы ради повышения авторитета и влияния секты. Так, «Черная библия» сатанистов написана с точностью наоборот, но явно с подражанием стилю библейского текста, художественные достоинства и очарование древности которого не имеют себе равных. Многие секты заимствуют веками отточенную риторику других, зачастую самых разных конфессий. «Небольшие» при поверхностном чтении поправки и изменения акцентов в теологических сочинениях зачастую остаются без внимания адептов, хотя именно такие «детали», как позже выясняется, имеют ключевое значение. Тексты некоторых «священных» книг сектантов весьма напоминают жанр фантастики, повальное и почти болезненное увлечение которым общеизвестно. Секта Махариши (трансцендентальная медитация) не без успеха эксплуатирует наукообразность своих публикаций, чем подкупает «образованных» людей даже из «науки».
В части сект бытует и распространяется убеждение в том, что в них наиболее полно реализуется принятый в обществе образ жизни, считающийся благодаря искусной идеологической обработке нигде не превзойденным. Ла Вей, идеолог сатанизма, в этой связи открыто говорит: «Собственно говоря, мы проповедуем то, что уже давно стало американским образом жизни. Просто не все обладают мужеством называть вещи своими именами». Проамериканские тенденции, искусственно насаждаемые по сию пору среди населения России, эта ксеномания — одностороннее увлечение всем иностранным и негативистическое отторжение собственной культуры в какой-то степени объясняют популярность сатанизма в нашей молодежной среде. Многие секты маскируются под общественные, гуманитарные, миротворческие, экологические организации, действуют под лозунгами сохранения семьи, нравственности, духовности.
В условиях массового распространения наркомании, алкоголизма, СПИДа, других социально зависимых болезней эти проблемы становятся как бы притягательными масками сект. Это делается не только для того, чтобы обойти закон, — тут секты сегодня у нас практически неуязвимы. Главная цель — создать о себе благоприятное впечатление. Именно потому в сектантских текстах, в речах их «проповедников» так много разных красивых слов: духовность, любовь, справедливость, возрождение, спасение, нравственное очищение и т. д. Зло подобает приукрашивать словами. Лидеры сект прекрасно знают, что люди слишком часто доверяют словам, этому «фразерскому гипнозу» (А.И.Куприн), а не тому действительному смыслу, который в таких словах упакован. Одно только слово «свобода» способно вскружить любую голову, особенно если забыть, что мерою свободы является ответственность. Красноречие — прекрасный довод там, где мало аргументов. Еще древние египтяне заметили, что «нет оружия сильнее, чем слово».
Словесно-логические структуры с неясностью и тенденциозностью понятий вообще могут заслонить собой реальность, представляя собой призрачные, виртуальные миры, подобные тем, которые создает не совсем здоровое воображение. Создатели таких миров часто покидают пределы действительности, как бы «живут» там придуманной жизнью. Таковы, в частности, графоманы — лица, одержимые болезненной страстью к писательству и сочинительству, не способные ни остановиться, ни удерживать себя в рамках разумного. Их могут печатать, они могут иметь аудиторию, но это не писатели в истинном смысле.
«Главным достоинством писателя, — говорил Флобер, — является знание того, о чем писать не нужно». Лидеры сект не столь наивны, как бескорыстные графоманы, это фанатики, а то и циники — люди, всему знающие цену, но не ведающие ценности. Они знают, на что идут ради своих амбиций. Их задача — психологическая агрессия. Систематическое прослушивание их лукавых выступлений и записей на аудиокассетах, просмотр видеокассет, обязательное чтение дурманящей сектантской литературы, а то и ее заучивание — на это уходит много времени адептов, — немало способствует полному погружению сектантов в иллюзорный мир вероучения.
- Прием джиу-джитсу — использование личных недостатков и пороков людей в определенных целях. Такие качества, как враждебность, озлобленность, жестокость, особенно ценятся в сектах сатанинского толка. Эти «способности» реализуются в сектах без принуждения, так, словно все совершается само собой, по своей воле или неизбежному стечению обстоятельств. Поощрять проявление дурных наклонностей не только не требуется, но даже не рекомендуется, иначе человек будет рассматривать свои действия, как управляемые извне, — эффект сверхоправдания. В этом случае автоматически включается механизм реактивного сопротивления — стремление защитить или восстановить ощущение своей свободы.
Что касается личной ответственности сектантов за неблаговидное или криминальное поведение, то она, разумеется, снимается. Асахара, например, «принимает» все грехи своих адептов на себя. Таким образом, подавляется чувство вины перед близкими, обществом. Если быть более точным, то чувство вины трансформируется в некое подобие чувства долга. Устранение запрета на антисоциальные действия, этакая «суррогатная свобода» неизбежно ведет к тому, что в сектах употребляют наркотики (нередко, правда, в ритуальных целях, для изменения состояния сознания адептов), считают позволительным воровство, кражу детей, изнасилования, убийства, террористические акты и т. д. Зачастую обычным делом являются групповой секс, половые извращения, в том числе педофилия, распространяются столь экзотические для сибирских широт половые девиации, как тантрический секс или секс в «гороскопических позах любви». Узнать, что происходит в недрах сект, очень непросто, надежные сведения такого рода удается получить только посредством внедрения исследователей в секту для изучения ее жизни изнутри.
Кстати заметить, что теория катарсиса, согласно которой «эмоциональная разрядка» (в частности, «выход энергии агрессии») достигается посредством воображаемых, символических и реальных актов агрессии (и других разрушительных тенденций, свойственных, по Э.Фромму, некрофильному типу личности), не подтверждается культовой практикой хотя бы тех же сатанистов — неизвестно ни одного достоверного случая, чтобы кто-то из них превратился в голубя мира. Временная «разрядка» сменяется последующим и еще большим ростом напряжения, так как она не решает проблем, а, напротив, отдаляет от этого. В итоге происходит не «очищение», а скорее обратное: агрессивные действия постепенно становятся привычными, как бы чертой характера («привычка, — говорит Цицерон, — вторая натура»), а воображаемые акты агрессии повышают готовность помимо воли реагировать агрессивными действиями, которые, как это имеет место «в реакциях короткого замыкания», долго и подспудно, до внешнего проявления вызревают во внутреннем плане). Поэтому дискуссия о том, полезно или вредно детям смотреть фильмы со сценами насилия, скорее всего навязана дельцами индустрии жестокости.
В ряде сект, напротив, существуют ограничения и жесткие запреты употребления алкоголя, табака, наркотиков, инвективной лексики, сурово регламентируется секс (допускается только для зачатия детей), в отдельных сектах он табуируется. Подобные секты пользуются популярностью и широко рекламируются (например, «программа 12 шагов», известная своей антинаркотической направленностью). Легко понять родителей, дети которых прекращают прием наркотиков и алкоголя. Негативных последствий пребывания детей в таких сектах родители просто не замечают или не хотят замечать, если сами занимаются по подобным программам. Между тем зависимость от лидера секты (его фигура замещает там Бога) при этом столь велика, что обходиться без него «бывшие наркоманы» часто не могут, каждый свой шаг они должны сверять с его мнением. Есть секты, в которых существует практика обучения тому, что и как должен делать адепт в той или иной ситуации, как ему следует спрашивать, отвечать, парировать возражения и т. п. Близкие адептов очень скоро замечают это и рассказывают, что муж (сын и др.) «начал говорить чужим языком, по-другому вести себя, вообще изменился до неузнаваемости, стал совсем чужим, как загипнотизированным, запрограммированным».
- Физиологические лишения. В ряде сект требуют ограничений в пище, причем порой явно абсурдных. Так, в секте Виссариона поначалу запрещалось употреблять белковую пищу, мясо, соль, воду, пшеничный хлеб, сахар, кофе, чай. В лепешки из отрубей рекомендовалось «мысленно» добавлять яйца, сметану, лепестки розы и космический свет. Достаточно скуден пищевой рацион мунитов, секты «ревнителей истинного благочестия» (здесь питались отходами с помоек и овощных баз). В значительной части сект адепты хронически недосыпают или периодически лишаются на несколько суток сна. В то же время они принуждаются к изнурительным работам и не имеют возможности отдохнуть. В высоких широтах адепты подвержены действию холода, так как не имеют хорошей одежды и теплого жилья.
Культовое значение лишений понятно: «смирение плоти есть путь к укреплению духа». Очевиден и истинный смысл физиологических лишений: этим достигается физическое изнурение, а главное — психическое истощение, делающие затруднительным или невозможным напряжение воли и сопротивление давлению извне. Физиологический дефицит зато с лихвой восполняется проповедями смирения, ибо покорность в тоталитарных обществах — достоинство раба.
- Влияние деструктивных ритмов. Из музыкальных предпочтение чаще отдается специально подобранным ритмам, оказывающим успокаивающее, усыпляющее влияние, способствующим расслаблению, релаксации, снижению активности сознания. На обычных людей такая музыка производит, по их словам, «одуряющее» впечатление. В Богородичном центре, напротив, используется тонизирующая, бравурная музыка — военные марши, гимны. Вероятно, неслучайно эта секта относится к числу наиболее экстремистских. Ритмические движения и песнопения большого числа людей с древности применяются в разных культах для введения в состояние гипнотического транса. В секте Виссариона, например, практикуется такая психотехническая процедура, как «магический круг»: адепты, взявшись за руки, под особую музыку повторяют определенные действия (по-видимому, символизирующие культовые представления).
Случается, что отдельные адепты при этом «падают без чувств». На массовых ритуальных встречах, в толпе, под влиянием музыки, речевых инструкций, ритмических раскачиваний, световых эффектов у сектантов возникают экстатические состояния, истерические припадки, истерические психозы с симптоматикой одержимости, «одичания» и кликушества (крики, брань, лай, рычание, вой и т. п.). Иногда, вероятно, возникают эпилептические припадки (аффект-эпилепсия). Американские психологи установили весьма интересный факт: аномальные личности не выносят классической музыки (Моцарт, Шуберт, Бах, Бетховен и др.). Чтобы «отпугнуть» сомнительную публику, в нужных местах транслируют такую музыку, и будто бы это помогает лучше полицейских. В некоторых странах (Япония, Германия) предпочитают русскую классическую музыку из-за ее благотворного влияния на добропорядочных граждан.
- Гипервентиляция. Используется в сектах восточной ориентации, составляет ядро методики голотрофного дыхания Г.Грофа. В секте «Аум-Сенрике» адепты, сидящие в «позе лотоса», совершают по 25 глубоких вдохов и выдохов в минуту, затем следует пауза — полная остановка дыхания, то есть гипероксия периодически сменяется гипоксией. При «динамической медитации» используется «хаотическое дыхание» под звуки барабана, в результате чего наступает «особое состояние». Гипервентиляция в медицине используется, как известно, в качестве метода провокации эпилептической активности головного мозга. По описаниям «пациентов», лечившихся по методике Грофа, у них развиваются психотические эпизоды, состояния спутанного сознания. Упомянутые признаки психического расстройства сектантами интерпретируются в мистическом смысле или расцениваются как свидетельство «очистки организма и психики».
- Медитация — способ самостоятельного погружения в гипнотическое состояние. Является обязательным элементом практики йоги в разных ее вариантах. В медитации часто используется метод многократного повторения мантр. Мантра — короткое «священное» слово, которое гуру (наставник, учитель) втайне от всех сообщает своему ученику. Обычно это символ какого-то понятия или ряда понятий. Мантра «ом», например, состоит из трех фонем: А — означает творение (Брахма — божество созидания), У — поддержание (Вишну — бог-хранитель), М — разрушение (Кришна — бог-защитник, избавитель). Есть мантры, общие для всех приверженцев культа. Кришнаиты повторяют разные сочетания 2–3 слов с обязательным упоминанием имени своего бога. При этом они перебирают четки (число повторений мантр — 1728 раз в день). Глубокая сосредоточенность на повторении мантр сочетается с усилиями по ограничению внешних впечатлений, отключению от мыслей и воспоминаний. Иногда самопогружение достигается без повторений мантр, только путем отключения от внешнего и внутреннего мира. Сеанс медитации длится десятки минут. Выход из состояния самопогружения самостоятельный, иногда по команде учителя.
Способность впадать в самогипноз и выходить из него поддается тренировке, равно как навык засыпать и пробуждаться в нужное время. Во время медитации поток впечатлений резко ограничивается, что ведет к сенсорной депривации. Теряется ощущение тела, медитирующий ничего не видит (глаза закрыты) и почти либо ничего не слышит. В результате происходит ослабление контрольных функций сознания, возрастают внушаемость и самовнушаемость, могут появляться неуправляемые образные фантазии («сон наяву»), психотические переживания. Существует, как известно, экспериментально подтвержденная гипотеза, согласно которой появление симптомов шизофрении обусловлено блокадой сенсорных стимулов. Махариши, в свою очередь, уверяет, что «медитация — единственный ответ на все вопросы человека».
Его термин «трансцендентальная медитация» означает «переход» к источнику «внутренней энергии и гармонии» путем медитации. Регулярные занятия медитированием, полагает Махариши, способны исцелять и профилактировать болезни, решать много других проблем, они могут даже избавить человечество от войн. Асахара посредством медитации надеялся «уничтожить прежнее сознание». Он «разработал» для этого метод «поднятия кундалини» («змеи» — автор) из копчика в головной мозг. Метод предусматривал наряду с другими процедурами многократное повторение таких слов из учения Асахары, как «человек непременно умрет, …человек обязательно умрет…» О целях и результатах занятий йогой можно, по-видимому, составить суждение по следующему мнению одного из ее почитателей: «Начинающий йог очень скоро сталкивается с тем, что ум — большое препятствие в его духовной работе… Практика йоги требует отказа от своего ума».
- Внушение в бодрственном состоянии, в состоянии гипнотического транса, во время медитации. Говорить о внушении в бодрственном состоянии адептов можно, по-видимому, с большой долей условности, поскольку сектанты, похоже, постоянно пребывают в состоянии измененного сознания. Внушаемость значительной части сектантов достаточно высока. Просматривая на видеокассетах записи их групповых встреч, нетрудно заметить, как легко они впадают в состояния глубокого гипнотического сна от одного прикосновения ко лбу и нескольких слов.
Следует особо подчеркнуть, что специальных методик выведения из состояния гипноза в сектах не применяют, в отличие от практики врачей-психотерапевтов. Каковы последствия этого, сказать наверное трудно, они, по-видимому, недостаточно изучены, однако можно предположить, что в итоге происходит нечто вроде кумуляции (накопления, наслаивания) гипнотических эффектов. Во всяком случае, ясно, что психическое состояние человека от этого не улучшается. Что представляется бесспорным, так это то, что высокая степень внушаемости рядовых сектантов является строго избирательной — только по отношению к индукторам конкретной секты.
Вследствие такой внушаемости пассивно, слепо и безо всякой критики принимается все, что индоктринирует вероучение, даже нелепые, фантастические, если не сказать бредовые вещи. Последние сразу же, непосредственно встраиваются в психологические структуры личности и позже осознаются как изначально принадлежащие ей, а не полученные извне. Это напоминает известный эффект спящего — отсроченное влияние сообщения, когда помнится его содержание, но забывается причина недоверия к нему (в случае с сектантами, напротив, полного и безоговорочного доверия).
- Обряды инициации — церемонии посвящения в адепты или, вообще говоря, совершение таинств, итогом которых является чувство принадлежности к какой-либо группе. Такие обряды существуют с первобытных времен по сей день, представляя собой строгую последовательность символических действий. Обряды посвящения — важный, критический момент в развитии Я-концепции личности. В различных конфессиях, а также в сектах церемониям инициации придают поэтому исключительно важное значение.
Обряды посвящения в сектах обставляются очень торжественно, проводятся в полной благоговения и мистического трепета обстановке, при большом скоплении людей, физическом или незримом присутствии самого «учителя», а также важных персон из его окружения. Так, центральное значение в культовой практике мунитов имеет церемония «благословения». Она включает в себя церемонии «святого вина» и «священного бракосочетания».
Суть «винной церемонии» заключается в полном отказе от прошлого и переходе в лоно «семьи» Муна. По словам Муна, церемонии «благословения» являются «процессами прививки, при которых вы отделяете себя от сатанинского мира и приживляете себя к семье Истинных Родителей». Перед тем новичков — «детей» долго «обучают». Их ни на минуту не оставляют одних, заставляют работать, слушать лекции, молиться и петь гимны по 14–16 часов в сутки, запрещая общаться с родителями — представителями «сатанинской» стороны.
Обряд посвящения у Асахары — «шактипат», по словам «его святейшества», выглядит так: «Шактипат — это передача энергии через мой большой палец, помещаемый на лоб реципиента. Этот прием может иногда мгновенно пробудить кундалини (духовную энергию, спящую в копчике). Одновременно с тем Асахара «берет на себя греховную карму учеников». Посвящение включает и «кровавый ритуал», при котором пьют «кровь самого Асахары». Связь через кровь издавна означала: моего Я более нет, Я — это ты».
Вот как описывают обряд инициации прошедшие его девушки-сатанистки. Ночью, на кладбище они должны переступить крест и отвергнуть тем самым веру во Христа. Это значит: я уподобляюсь зверю, отказываюсь от человечности. Затем следовало выпить кровь животного, с которого живьем сдиралась кожа. Столь же кровавыми и садистическими являются другие ритуалы сатанистов.
В обрядах инициации используется множество приемов психологического влияния, имеющих целью радикальное изменение личности, переход ее в новое качество, не имеющее ничего общего с прежним. В сочетании с предшествующей «обработкой» и последующими воздействиями (уже в составе секты) на человека попытки тотальной трансформации личности являются, по-видимому, достаточно успешными. О прошлом своем Я адепт будет позже вспоминать как о чем-то постороннем, чуждом, ненастоящем, если будет вспоминать когда-нибудь вообще.
- Дезинформация.Обман и откровенная ложь — давно известное, мощное и употребляемое не только в сектах воздействие на зависимую личность. Важно, чтобы дезинформация производила впечатление сенсационности, в этом случае она наиболее действенна, так как изумляет человека. В этом смысле желание быть обманутым вообще свойственно обывателю, правда для него — слишком суровое испытание. «Сущность вульгарности, — заметил Д.Рескин, — в стремлении к сенсации». Хаббард считал ложь единственно эффективным способом контроля над людьми и прилагал немало усилий к тому, чтобы адепты принимали ее как абсолютную истину. Лидеры многих сект изобличались в свое время как мошенники, ловкие жулики и авантюристы, зачастую они — непревзойденные мастера лжи.
- Употребление психоактивных препаратов — наркотиков и психоделических (вызывающих психотические явления) субстанций. Используется для повышения эффективности контроля над сектантами. До формирования химической зависимости дело обычно не доходит. Отчасти потому, что частота и дозы приема психоактивных препаратов регламентируются из соображений экономии средств и нежелательности грубых психических сдвигов в опьянении, но также потому, что зависимость от секты, по-видимому, на порядок выше, чем от наркотиков, а при таких обстоятельствах наркотическая зависимость не имеет внутренних психологических предпосылок к своему развитию.
- Формирование оккультного мышления. В ряде сект существует система обучения, где преподаются «теоретические» основы оккультизма и осваиваются практические способы овладения тайными силами. Так, «программа школы» «Роза-Крин» включает такие темы, как «основы управления пси-полями через слово, мысль, волю», «основы влияния на человека гаданий, гороскопов, сонников, колдовства, экстрасенсорики на психику и психоэмоциональное состояние, здоровье, судьбу» и т. д. Другими словами, научная картина мира, дисциплинированное мышление, логика, реалистическая ориентация и научные методы познания отбрасываются как несостоятельные и непригодные для нужд вероучения. Тем самым индоктринируется обскурантизм, непроницаемый для доводов рассудка и разума.
Часть адептов в течение переходного к окончательному погружению в оккультизм периода обнаруживает нечто вроде «раздвоения сознания» — состояния, когда естественнонаучные подходы в мышлении сосуществуют с мистическими. Например, врач в одно и то же время использует научные методы диагностики и лечения и параллельно с тем оккультные методы целительства. Оккультное сознание, естественно, объявляется «высшим» приобретением человека. Существует и распространяется даже «теория», согласно которой в «грядущей войне» выживут только люди, наделенные паранормальными, оккультными способностями.
Даже в мягком переводе это означает, что адепты оккультизма вынашивают планы и рассчитывают свои возможности сокрушить своих оппонентов. Последним в случае поражения не останется ничего другого, как последовать совету А.Дюма: «Никогда не следует быть исключением. Если живешь среди сумасшедших, надо и самому научиться быть безумным». Индоктринированием оккультизма систематически, на протяжении 10–15 лет заняты российские региональные и особенно центральные СМИ, в первую очередь телевидение, мощь воздействия которого многократно превосходит силу влияния радио и печатной продукции. Повышенное внимание в последние годы уделяется почему-то астрологическим «прогнозам», зачастую просто анекдотичным. Например, «ракам» завтра будет легко уйти от налогов, а «рыб» ожидают неизъяснимые наслаждения секса, но «надо проследить», чтобы при этом не было «большого скопления людей». Очевидно, считается, будто достигнутая степень оболванивания населения столь велика, что о такой и не помышляли изобретатели астрологии — вавилоняне.
Целительство в сектах имеет следствием еще три вещи. Во-первых, сами целители проникаются искренней верой в свои сверхъестественные нечеловеческие способности: возникают бредоподобные идеи своего могущества или, так, вероятно, будет сказано точнее, индуцированный архаический бред. Обычно целителями становятся стеничные натуры, а то и личности с гипоманическим складом характера. Во-вторых, больные получают надежду на то, что им в любом случае помогут, особенно там, где медицина бессильна. В-третьих, практика целительства дает прекрасные возможности вовлечения в секту обратившихся за помощью.
Анализ имеющейся информации свидетельствует, что секты оказывают крайне деструктивное влияние на личность и соответственно воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности); микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива); макросоциальном (уровне всего общества).
опав под влияние культа, новообращенные довольно быстро ассимилируются в культовой группе и благодаря интенсивному воздействию становятся фанатиками движений, чьи идеология и деятельность могли противоречить их изначальным взглядам на мир.
Контроль поведения направлен на: регулирование индивидуальной физической реальности, исключение наличия свободного времени, выработку покорности и зависимости.
Контроль информации осуществляется посредством: обмана, ограничения доступа к некультовым источникам информации.
Контроль мышления предполагает: принудительное принятие групповой доктрины как истины, поощрение только «хороших» и «правильных» с точки зрения доктрины культа мыслей, навязывание специфической терминологии, запрет на критические вопросы о лидере и о доктрине.
Контроль эмоций осуществляется посредством: сужения спектра направленности чувств личности, выработки и использования чувств вины и стыда, ритуального и часто публичного признания своих грехов, слабостей, ошибок, использование страха, «бомбардировки любовью».
Причины способствующие вовлечению молодежи в культовые организации и группы риска.
- период «экзистенциального вакуума» – отсутствие у людей смыслообразующих ценностей бытия, потеря нравственной и социальной ориентации.
- прохождение основных этапов психосоциального развития и соответствующих им кризисов.
- смена социального статуса и групповых ролей: окончание средней школы, начало жизни вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год обучения в вузе, потеря или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого человека, смена образа жизни и т.д.)
- неблагоприятная ситуация в семье, порождающей острую неудовлетворенность своим существованием, что особенно характерно для детей подросткового и юношеского возраста.
- неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем.
Негативные последствия в
Активизация миссионерской деятельности и разнообразие способов вербовки увеличивают вероятность вовлечения молодежи в религиозные секты. Характерной особенностью большинства деструктивных религиозных сект является использование детально разработанной системы психологического давления, механизмов контроля над личностью (контроль сознания, контроль окружения, культовая зависимость). Социальную опасность деструктивных религиозных сект обусловливают следующие факторы: апокалиптическая направленность подавляющего большинства деструктивных религиозных сект, психические отклонения основателей и духовных лидеров большинства религиозных сект, наличие среди адептов и руководителей сект лиц, ранее привлекавшихся к уголовной или административной ответственности, высокая степень эзотеричности и конспиративности, приобщение молодежи к различным психоактивным веществам и наркотикам, проникновение сектантской идеологии в образовательные учреждения, а также религиозный фанатизм и экстремизм.